1,227,176 просмотров
Валентин Катасонов
Экономика, Финансы, Аналитика, Интервью, Стрим, Политика
На территории Украины работают глобальные фонды. Однако основная их роль состоит в изъятии территорий Украины. Основополагающую роль в этом кровавом разграблении и аферах принимает BlackRock... Обсудили эти вопросы на площадке "Демура ТВ".
В середине января президент Владимир Путин сообщил, что ВВП России по итогам 2022 года снизился на 2,5%, добавив, что это «предварительная оценка». Банк России в прошлом месяце также оценил спад ВВП на 2,5%. Вероятно, в конце февраля-начале марта Росстат назовет окончательную цифру ВВП за прошлый год.
А вот по промышленности за прошлый год Росстат в начале февраля уже обнародовал ключевые показатели. Индекс промышленного производства по итогам прошлого года снизился 0,6%. На такую величину сократился стоимостной объем (в постоянных ценах) выпуска продукции и оказания услуг в сырьевом секторе, обрабатывающих отраслях, тепло- и электроэнергетике, а также в отраслях, связанных с водоснабжением и водоотведением, утилизацией отходов и ликвидацией загрязнений.
Конечно, неприятно. Однако снижение выглядит весьма скромным на фоне тех страшных прогнозов, которые после 24 февраля 2022 года делали эксперты. Весной прошлого года они предрекали, что падение промышленности будет измеряться двузначными числами (10-20%).
Падение в прошлом году в значительной степени было амортизировано сырьевым сектором; добывающая промышленность выросла на 0,8% по сравнению с 2021 годом, в том числе добыча нефти и газа – на 0,7%. При этом добыча металлических руд сократилась на 4,5%; угля – на 0,8%.
А вот индекс производства в отраслях обрабатывающей промышленности снизился на 1,3%. Наиболее сильно просели такие отрасли обрабатывающего сектора, как производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (снижение на 44,7%); производство текстильных изделий (на 8,3%); выпуск прочих транспортных средств, включая авиационную технику, судостроение и т. д. (на 4,2%); ремонт и монтаж машин и оборудования (на 4,8%); производство электрического оборудования (на 3,7%); производство химических веществ и химических продуктов (на 3,8%).
В плюсе оказались выпуск лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (прирост на 8,6%); производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (7,0%); выпуск одежды (2,1%); производство компьютеров и периферии, оптических и электронных изделий (1,7%); производство продуктов питания (0,4%).
Определённый оптимизм вселяют данные за декабрь. Объёмы выпуска продукции обрабатывающей промышленности выросли в последний месяц прошлого года на 13,9% по сравнению с ноябрем 2022 года. Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, (в том числе станкостроение, выпуск металлургического, горнодобывающего оборудования, сельскохозяйственной техники и т. п.) увеличилось на 54,8%, объем работ по ремонту и монтажу машин и оборудования вырос на 48,5%, выпуск компьютеров и компьютерной периферии, электронных и оптических изделий – на 41,1%, электрического оборудования – на 30,6%. Это была компенсация за резкие, можно сказать обвальные, снижения, которые фиксировались в весенние и летние месяцы. Лишь осенью промышленность сумела более или менее адаптироваться к условиям санкционной войны.
Для оценки будущих тенденций в экономике (на перспективу ближайших трех месяцев) Росстат с недавних пор публикует показатель, называемый «индексом предпринимательской уверенности» (ИПУ), создаваемый на основе ежемесячных опросов руководителей компаний разных отраслей. ИПУ в добывающих отраслях незначительно вырос в декабре по сравнению с ноябрем, но число оптимистов, ожидающих в перспективе роста выпуска в добывающей промышленности, лишь немного превышало число пессимистов. Более 80% опрошенных руководителей занимали нейтральную позицию, полагая, что в ближайшие три месяца объем выпускаемой продукции не изменится.
ИПУ в обрабатывающих отраслях в декабре снизился. Вместе с тем число оптимистов, ожидавших увеличения выпуска продукции в ближайшие три месяца, по-прежнему, превышало долю пессимистов: 20% респондентов ожидали роста производства, 12% – снижения. Большинство респондентов (68%) не ожидали существенных изменений.